Август Печать Email

с 25 января по 20 февраля 2015

«Август»
Графика и живопись Юрия Гусева

Юрий Александрович Гусев родился и всю жизнь – с 1939 года - прожил в центре Ленинграда-Петербурга. Сначала он стал геологом, окончив Горный институт. Позже призвание привело его в Художественное училище им. Серова, затем – на искусствоведческий факультет Академии Художеств. Важнейший период его творческой биографии – участие в группе «Эрмитаж» и десятилетние общение с Григорием Длугачем, ставшим его главным учителем.

Художник Юрий Гусев – плоть от плоти Петербурга, его улиц, дворов, каналов и мостов. Но он очень любит дом в деревне в Новгородской области. Вокруг дома – заросли из яблонь, трав и цветов. Этот старый сад и является главным героем нынешней выставки под названием «Август» в DO-галерее. Глубинный смысл названия автор обещает разъяснить на вернисаже.

 


«Своеобразие Гусева всегда граничило с парадоксальностью. В его характере как бы уживаются черты совершенно разных людей. Он очень независим и вместе с тем восприимчив к окружающим, упрям и податлив, широк и сосредоточен. Может быть, природной сложностью характера объясняется и то, что он не сразу пришел к искусству как настоящему своему призванию (сначала испробовал геологию). Но сомневаться в этом призвании не приходится: Гусев -- живописец от рождения. Его творческий рост был стремительным. Работа в Эрмитаже (под руководством Г. Я. Длугача) привила ему тонкое понимание живописно-пластических ценностей. Однако, глубоко усвоив принципы "эрмитажной школы", Гусев особенно энергично отстаивал свободу самовыражения.

Источники, питающие его творчество, очень разнообразны -- от непосредственных зрительных впечатлений до грез наяву и сновидений, от обыденных жизненных ситуаций до мифологии и Библии. Он фантастически плодовит, им владеет подлинная страсть к работе. Его живописный язык тяготеет к экспрессионизму (вплоть до поглощения предметности динамикой изобразительного жеста-иероглифа).

Я люблю рисунки Гусева; у него живая линия и замечательное чувство целого. Это можно видеть еще в ранних эрмитажных рисунках, позднее -- в бесчисленных вариациях пейзажных мотивов (главным образом, на берегах Мсты).

Гусев склонен к "протеизму"; никогда не знаешь, кем он обернется в новой работе. Я назвал бы его "художником метаморфоз"»

Сергей Даниель, доктор искусствоведения